Реферат

 

Отчет  77 с., 6 табл., 4 прил.

ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЙ СОСТАВ, СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ,  ШТАТНОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО, МОТОРНОЕ МАСЛО С НИЗКИМ УРОВНЕМ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ, ШТАТНОЕ ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО, КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ, СТЕНД ОД-9, СТЕНД СИШ, СТЕНД МКД, МОЮЩИЕ И ПРОТИВОИЗНОСНЫЕ СВОЙСТВА.


Целью работы являлась проверка возможности применения смазочных масел (моторных и трансмиссионных) с добавлением триботехнических составов "НИОД" (ТС НИОД) в узлах трения БТВТ для повышения эффективности их эксплуатации.
       Проведены сравнительные квалификационные испытания на стенде ОД-9 штатного моторного масла М-14-Г2(к) ( с добавкой ТС НИОД и без нее) и масла с низким уровнем эксплуатационных свойств М-8-В (с добавкой ТС НИОД и без нее).
      Проведены сравнительные квалификационные испытания на стендах СИШ и МКД штатного трансмиссионного масла ТСЗп-8 (с добавкой ТС НИОД и без нее), а также на стенде СИШ -  масла ТСЗп-8 в условиях масляного голодания (режим "сухого трения").
      Результаты испытаний показали положительное влияние добавки ТС НИОД на противоизносные свойства испытанных моторных и трансмиссионного масел .



ВВЕДЕНИЕ:

 

Настоящая СЧ НИР является составной частью НИР «Исследования по разработке и определению возможностей применения триботехнических составов НИОД для увеличения срока бессменной работы смазочных материалов при обеспечении повышенной надежности и ресурса ВТТ» (шифр «Вага-2001») и выполняется на этапе 2 данной НИР.
       Целью данной СЧ НИР являлась  проверка возможности применения  смазочных масел (моторных и трансмиссионных) с добавлением триботехнических составов
« НИОД » (ТС НИОД) в узлах трения БТВТ. Испытанные с введенной добавкой ТС НИОД масла  названы смазочными композициями.

♦  Для достижения поставленной цели были проведены следующие сравнительные квалификационные испытания смазочных композиций.
      
   Испытания на стенде ОД-9 штатного моторного масла « М-14-Г2(к)+ ТС НИОД» Акт по результатам испытаний приведен в приложении А.
     
 ♦  Испытания на стенде ОД-9 моторного масла  с низким уровнем эксплуатационных свойств « М-8-В + ТС НИОД».  Акт по результатам испытаний приведен в приложении Б.
      
♦  Испытания на стенде СИШ штатного трансмиссионного масла "ТСЗп-8 + ТС НИОД", а также - масла "ТСЗп-8+ ТС НИОД" в условиях масляного голодания (режим "сухого трения".  Акт по результатам испытаний приведен в приложении В.
      
♦  Испытания на стенде МКД штатного трансмиссионного масла « ТСЗп-8+ ТС НИОД».  Акт по результатам испытаний приведен в приложении Г.

Лабораторно-стендовые испытания опытных моторных и трансмиссионного масел (с добавлением ТС НИОД)  и эталонов ( те же масла без добавления ТС НИОД) проведены в соответствии с ТЗ на СЧ НИР и  календарным планом  контракта от 04.09.02 № 2806230  между ОАО «ВНИИТрансмаш» (Исполнитель)  и ОАО НПП «РАДИЙ» (Заказчик ).

 

1. ИСПЫТАНИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ НА СТЕНДЕ ОД-9.

 

Сравнительные квалификационные испытания моторных масел М-14-Г2(к) и М-8-В (опытный вариант - с введенной добавкой ТС НИОД) проводились на  полноразмерной одноцилиндровой установке ОД-9 в объеме   «Межведомственного метода оценки моющих и противоизносных свойств моторных масел для быстроходных форсированных транспортных  дизелей»  (утвержден  Государственной межведомственной комиссией по испытанию топлив, масел, смазок и специальных жидкостей,  Решение  № 23/1-203 от 20.12.84 г.).
       Режим работы двигателя ОД-9 на всех испытаниях был одинаков и представлен в таблице 1.

Таблица 1. Режим работы. двигателя ОД - 9.

 

Параметр

Значение

1  Частота вращения коленчатого вала,  мин-1

1500  ± 20

2  Давление наддува, 10 5 Па

1,5  ± 0,05

3  Расход топлива, кг/ч

10,2  ± 0,1

4  Температура масла на входе в двигатель, ОС

135  ± 2

5  Температура охлаждающей жидкости на   выходе, ОС 

135  ± 2

6  Температура воздуха на всасывании,  ОС

15 ... 20

 

Двигатель работал на  штатном дизельном топливе ГОСТ 305-82.
            В качестве охлаждающей жидкости применялся  этиленгликоль ГОСТ 19710-83.
            Моющие свойства масла - количественная  оценка отложений нагара и лака на поршнях -  определялись  по методу 344-Т.

Оценивались следующие показатели:

                         ♦  Отложения в канавках компрессионных колец;

                         ♦  Отложения в канавках маслосъемных колец;

                         ♦  Отложения на перемычках поршня;

                      Отложения на юбке (тронке) поршня.

Оценка противоизносных свойств масел проводилась по износу основных деталей  двигателя: гильзы цилиндра, поршневых колец, шеек  коленвала, шатунного и  коренных  вкладышей, а также - по динамике накопления продуктов износа (железа) в маслах в процессе испытаний.
          Величина радиального износа гильзы цилиндра определялась методом   искусственных баз (вырезанных  лунок) с помощью прибора УПОИ-6 (ГОСТ 17534-72  
«Метод определения износа по глубине вырезанных лунок»). На определенных расстояниях от верхнего торца гильзы  в семи поясах нарезалось по восемь лунок, равномерно распределенных по окружности.
          Обработка результатов измерений лунок до и после испытаний позволила получить среднее значение износа по поясам и его распределение по высоте (длине) гильзы цилиндра.

 

1.1  И с п ы т а н и я   ш т а т н о г о   м а с л а   М - 14 - Г 2 ( к ).

 

Акт по результатам данных испытаний приведен в приложении А.

Испытывалось   опытное   масло   (опытный  вариант  - смазочная  композиция «М-14-Г2(к) + ТС НИОД», представляющая собой моторное масло М-14-Г2(к), залитое в смазочную систему стенда ОД-9 после обработки дизеля составом НИОД-5 (изготовлен ООО НПИФ «Энион-Балтика» в соответствии с требованиями ТУ 0254-002-23124986-2001, партия № 74,  паспорт № 3 от 21.01.03) в соответствии с Дополнением к «Межведомственному методу оценки моющих и противоизносных свойств масел для быстроходных форсированных транспортных дизелей», приведенном в приложении  к  Акту) в сравнении с эталоном - маслом М-14-Г2(к).

Основные рабочие параметры и тепловой режим двигателя при испытаниях опытного и эталонного масел имели практически одинаковые значения и соответствовали режиму испытаний.

Осмотр деталей двигателя после испытаний показал,  что шейки коленчатого вала, коренные и шатунные вкладыши,  гильза цилиндра и поршень не имели рисок, натиров, задиров и коррозионных поражений.

Следует обратить внимание на то,что при проведении испытаний опытной композиции на 10 и 11-ом часу имело место падение мощности двигателя вследствие закоксовывания распылителей форсунок. Причина закоксовывания распылителей форсунок однозначно не определена. Применяемое топливо полностью соответствует ГОСТ 305-82 и данным паспорта, в ходе испытаний топливо не менялось.

Результаты испытаний при введении добавки «ТС НИОД-5» в смазочную систему   двигателя  при  работе на штатном масле М-14-Г2(к) показали, что :

- моющие свойства опытного и эталонного масел находятся на одном уровне (разница в оценке состояния поршней составила  14,5 % ), т.е. обработка  двигателя составом ТС НИОД не оказывает влияния на моющие свойства масла, т.к. по п. 5.6 «Межведомственного метода оценки моющих и противоизносных свойств  моторных масел для быстроходных форсированных транспортных дизелей» опытное и эталонное масла считаются равноценными , если величина оценочных показателей обоих масел не различается более, чем на 20 %  (показатели эталона принимаются за 100 %);

- противоизносные свойства масла М-14-Г2(к) существенно улучшились: усредненный износ гильзы цилиндра при работе с опытным маслом на 33%  (в 1,5 раз) меньше, чем с эталонным; износ комплекта поршневых колец после работы с опытным маслом  на 12 % меньше, чем после работы с эталонным, при этом все компрессионные кольца сохранили хромовое покрытие и свою геометрию;

- физико-химический анализ масел показал ,что при проведении испытаний на опытном масле изменение таких показателей как кинематическая вязкость, щелочное число и механические примеси происходит менее интенсивно, чем при аналогичных испытаниях на эталонном масле, что говорит о более мягком режиме работы опытного масла.

Динамика накопления  железа в опытном и эталонном маслах представлена в таблице 2.


Таблица 2.  Накопление железа в опытном  и эталонном маслах:

 

Содержание железа , % масс.

Продолжительность
испытаний на ОД-9, ч.

опытное масло

«М-14-Г2(к) + ТС НИОД»

эталон
М-14-Г
2(к)

 

Fe

Fe

0

Отсутствие

Следы

12

Следы

0,00100

72

0,00090

0,00220

120

0,00150

0,00360

       Из данных таблицы 2 следует, что накопление железа в масле при  работе на смазочной композиции происходит значительно менее интенсивно, чем в эталоне (соответственно:  15,0 и 36,0 г/т).

             1.2  И с п ы т а н и я    м о т о р н о г о   м а с л а   М - 8 -  В.

 

Акт по результатам данных испытаний приведен в приложении Б.

Испытывалось опытное масло   ( опытный  вариант  -  смазочная   композиция «М-8-В + ТС НИОД», представляющая собой моторное масло М-8-В, залитое в смазочную систему стенда ОД-9 после обработки дизеля составом НИОД-5 в соответствии с Дополнением к «Межведомственному методу оценки моющих и противоизносных свойств масел для быстроходных форсированных транспортных дизелей», приведенном в приложении  к  Акту) в сравнении с эталоном -  маслом М-8-В.

Основные рабочие параметры и тепловой режим двигателя при испытаниях опытного и эталонного масел имели практически одинаковые значения и соответствовали режиму испытаний.

Осмотр деталей двигателя после испытаний показал,  что шейки коленчатого вала, коренные и шатунные вкладыши,  гильза цилиндра и поршень не имели рисок, натиров, задиров и коррозионных поражений.

Результаты испытаний при введении добавки «ТС НИОД-5» в смазочную систему   двигателя  при  работе на масле М-8-В показали, что введение этой добавки :

-  не влияет на моющие свойства опытного масла;

-  положительно влияет на противоизносные свойства масла М-8-В: усредненный износ гильзы цилиндра при работе с опытным маслом на 58 % (в 2,36) раз меньше, чем с эталонным;  износ комплекта поршневых колец после работы с опытным маслом на 12 %  меньше, чем  после работы с эталоном, при этом все компрессионные кольца сохранили хромовое покрытие и свою геометрию.

- физико-химические исследования масел показали, что при проведении испытаний опытное масло М-8-В имеет повышенные значения по сравнению с эталонным содержания механических примесей (примерно в  два раза) и  кинематической вязкости (9,88 против 8,99 мм2/с); остальные показатели изменяются примерно в одинаковых пределах.

Динамика накопления  железа в опытном и эталонном маслах представлена в таблице 3.


 Таблица 3.   Накопление железа в опытном  и эталонном маслах:

 

Содержание железа , % масс.

Продолжительность испытаний на ОД-9

Опытное масло «М-8-В + ТС "НИОД"

Эталон
М-8-В

0

Отсутствие

Отсутствие

12

0,00120

0,00190

72

0,00270

0,00440

120

0,00340

0,00590

         Из данных таблицы 3 следует, что накопление железа в масле при  работе на смазочной композиции происходит значительно менее интенсивно, чем в эталоне (соответственно:   34,0 и 59,0 г/т).



     2.   ИСПЫТАНИЯ ТРАНСМИССИОННОГО МАСЛА ТСЗп-8 НА СТЕНДАХ СИШ И МКД.             

     Целью данных испытаний являлась проверка возможности применения смазочной композиции «трансмиссионное масло ТСЗп-8 + ТС НИОД» в трансмиссиях ВГМ для повышения эффективности их эксплуатации, проведенная на основании сравнительной оценки противоизносных  свойств данной смазочной композиции  и  штатного  масла ТСЗп-8  в условиях зубчатого зацепления.

          2.1  И с п ы т а н и я   н а   с т е н д е   С  И  Ш

Акт по результатам данных испытаний приведен в приложении В.

Сравнительные испытания масел на стенде испытаний шестерен (СИШ) проводились по «Методу оценки противоизносных свойств масел в условиях зубчатого зацепления на моделирующем стенде испытания шестерен (СИШ)» № ПМ-88066103 и ОСТ В3-20.019-80  (утвержден Государственной межведомственной комиссией по испытанию топлив, масел, смазок  и специальных жидкостей, Решение № 23/1-85 от 06.05.85 г.).
           Опытный вариант  - смазочная композиция
«масло ТСЗп-8+ТС НИОД», представляющая собой трансмиссионное масло ТСЗп-8, залитое в смазочную систему стенда СИШ после обработки шестерен  составом НИОД-2 (изготовлен ООО НПИФ «Энион-Балтика» в соответствии с требованиями ТУ 0254-002-23124986-2001, партия № 74,  паспорт № 3 от 21.01.03).
           Обработка шестерен составом НИОД-2 произведена в соответствии с Дополнением к
«Методу оценки противоизносных свойств масел в условиях зубчатого зацепления на моделирующем стенде испытаний шестерен (СИШ)», приведенном в приложении к акту .

Режим испытаний на стенде СИШ  представлен в таблице 4.


Таблица 4.  Режим квалификационных испытаний трансмиссионных масел на стенде СИШ:

 

Параметр  испытаний.

Значение.

Допускаемое отклонение.

     1Контактное давление в полюсе зацепления шестерен, мПа

1550

± 50

     2. Объемная температура испытываемых масел, 0 С

120

± 3,5

     3Частота вращения приводного электродвигателя, мин –1

1420

± 40

     4Давление подачи масел в редукторах, мПа

0,1

± 0,02

     5Объем испытаний одной пары
шестерен, ч

100

± 1,0

 

      При испытаниях в обычном режиме установлено, что опытная смазочная композиция  «масло ТСЗп-8+ ТС НИОД-2»  по противоизносным свойствам значительно превосходит эталон (средний интегральный износ за 100 ч испытаний составил 60  мкм на опытном масле против  280 мкм на эталоне).
     Физико-химические показатели как опытного, так и эталонного масел в основном изменяются незначительно и находятся в обычных при испытании штатного масла ТСЗп-8 пределах. Массовая доля  железа после 100 ч испытаний в опытном масле в 2,25 раза ниже, чем в эталонном.

          2.2  И с п ы т а н и я   н а   с т е н д е   С  И  Ш   в   р е ж и м е  " с у х о г о  т р е н и я ".

Акт по результатам данных испытаний приведен также в приложении В.

          Испытания в режиме «сухого  трения» проводились  на стенде СИШ по  методу  № ПМ  88066103 с разработанным к нему Дополнением, приведенном в приложении к акту. Основные параметры режима испытаний (контактное давление в полюсе зацепления шестерен и частота вращения  приводного  электродвигателя) соответствовали методу оценки противоизносных свойств масел в условиях зубчатого зацепления  на  моделирующем  стенде СИШ    ПМ-88066103 ( см. раздел 3.2 ). Перед началом испытаний шестерни, работавшие на эталонном масле, были установлены неизношенными профилями друг к другу путем их поворота на 180 О, чтобы достигнуть максимальной идентичности испытаний (согласно п. 6.5. Методики № ПМ-88066103). После запуска редуктора со штатным маслом и подогрева масла до 50 0С  оно  было  полностью  слито.

В процессе испытаний фиксировалась температура в редукторе. За 150 мин. испытаний температура поднялась до 200 °С, и испытания  были прекращены во избежание выхода стенда из строя .
           В той же последовательности проводились испытания в режиме
«сухого трения»  редуктора с опытной композицией  «ТСЗп-8 + ТС НИОД-2». В течение 150 мин. испытаний температура в редукторе не поднималась и находилась в диапазоне 40 - 60
          Полученные результаты показали, что при испытаниях в режиме
«сухого трения» интегральный износ шестерен за 150 мин. испытаний составил 375 мкм у шестерни, работавшей ранее на эталонном масле ТСЗп-8, и 90 мкм - на опытном масле ТСЗп-8 (после обработки шестерен  добавкой ТС НИОД-2).

           2.3   И с п ы т а н и я   н а   с т е н д е   М  К  Д.

     Акт по результатам данных испытаний приведен  в приложении Г.

     Цель испытаний - проверка возможности применения смазочной композиции «трансмиссионное масло ТСЗп-8 + ТС НИОД» в трансмиссиях ВГМ для повышения эффективности их эксплуатации, проведенная на основании сравнительной оценки противоизносных  свойств данной смазочной композиции  и  штатного  масла ТСЗп-8  на металлокерамических дисках трения.
   Испытания масел на стенде металлокерамических дисков (МКД)  проводились по
«Методу оценки противоизносных свойств трансмиссионных масел в дисках трения»     МП -726649 и ОСТ В3-20.019-80 (испытания эталона)  с учетом  Дополнения к вышеназванному Методу, приведенного в  приложении к акту.

      Испытания проводились в три этапа:

                -  на первом этапе испытывался пакет дисков трения с использованием эталонного масла ТСЗп-8;
                -  на втором этапе  производилась обработка дисков трения составом ТС НИОД-2 ( из расчета 30 г ТС НИОД-2 на 1 л залитого масла) согласно Дополнению к Методу испытаний (в объеме 100 циклов торможения);
                - на третьем этапе испытывались обработанные ТС НИОД-2 диски трения с использованием вновь залитого масла ТСЗп-8.

Результаты испытаний серийных металлокерамических дисков  трения на стенде МКД показали, что  обработка их триботехническим составом НИОД позволяет:

               -  повысить износостойкость дисков трения на 31,6 % ;
               -  сохранить коэффициент трения на уровне, характерном для штатного масла ТСЗп-8 (0,055-0,066);
               -  констатировать практически несущественное влияние ТС НИОД на физико-химические показатели масла; содержание железа при этом после 400 торможений в опытном масле в 2,16 раз ниже, чем в эталонном.

 3ВЫВОДЫ.

3.1 Испытания моторных масел.

Проведенные   лабораторно-стендовые       испытания    смазочных   композиций  «М-14-Г2(к) + ТС НИОД» и «М-8-В + ТС НИОД в сравнении с эталонными маслами позволяют сделать следующие выводы.

               3.1.1  По   уровню   моющих   свойств   -   наличие   введенной   добавки ТС НИОД практически не изменяет  моющие свойства моторных масел.

               3.1.2  По  уровню противоизносных свойств  испытанные моторные масла показали  результаты, представленные в таблице 5.

 

Таблица 5 -  Противоизносные свойства испытанных моторных масел:



Марка масла


Усредненный износ гильзы цилиндра, мкм

Максимальный износ гильзы цилиндра, мкм

Износ  комплекта поршневых колец, г

 

1

2

3

Эталон М-14-Г2(к)

5,8

12,3

0,58

«М-14-Г2(к) + ТС НИОД»

3,9

11,8

0,51

Эталон М-8-В

6,6

12,5

0,60

«М-8-В + ТС НИОД»

2,8

9,8

0,53

 

          В соответствии с Межведомственным методом оценки моющих и противоизносных свойств моторных масел исследуемое и эталонное масла считаются равноценными, если величина оценочных показателей не различается более, чем на 20 % (показатели эталона принимаются за 100 %).

          Следовательно:

                - противоизносные свойства опытного масла «М-14-Г2(к) + ТС НИОД»  выше, чем этого же масла без добавки (различие показателей по столбцам 1, 2, 3 таблицы 5 соответственно составляет :  33;  4  и 12 %);

               - противоизносные свойства опытного масла «М-8-В + ТС НИОД»  выше, чем этого же масла без добавки (различие показателей по столбцам 1, 2, 3 таблицы 5 соответственно составляет :  58;  22 и 12 %);

          3.1.3 Физико-химические исследования масел подтверждают данные моторных испытаний. Изменение значений основных физико-химических показателей моторных масел за период испытаний на стенде ОД-9 (в % отн.) представлено в таблице 6.

 

Таблица 6.   Изменение физико-химических показателей моторных масел.

 

 

Наименование

Изменение показателя,  % отн.

Содержание,   % масс.

масла

вязкость  кине-матическая
при 100
°С

зольность суль-фатная

кислотное
число

щелочное
число

механических примесей

железа

Эталон
М-14-Г2(к)

+ 22

+ 13

+ 51

- 40

1,11

0,0036

«М-14-Г2(к) + ТС НИОД»

+ 10

+ 6

+ 34

- 28

0,55

0,0015

Эталон  М-8-В

+ 12

+ 28

- 9

- 12

0,52

0,0059

«М-8-В + ТС НИОД»

+ 23

+ 10

- 18

- 18

1,10

0,0034

 

     Из данных таблицы 6 следует, что физико-химические показатели масел с введенной добавкой ТС НИОД в процессе 120 ч испытаний на стенде ОД-9 изменяются в обычных пределах, характерных для этих масел в течение установленной наработки.


                    3.2  Испытания трансмиссионного масла.

Проведенные  испытания на стендах СИШ и МКД, а также испытания на стенде СИШ в режиме «сухого трения» смазочной композиции  «ТСЗп-8 + ТС НИОД» в сравнении с эталонным маслом позволяют сделать  вывод, что обработка триботехническим составом НИОД :

          -  значительно повышает противоизносные свойства масла (средний интегральный износ за 100 ч испытаний составил 60  мкм на опытном масле против  280 мкм на эталоне);
          -  при  испытаниях  в режиме
«сухого трения» интегральный износ шестерен за 150 мин. испытаний составил 375 мкм у шестерни, работавшей ранее на эталонном масле ТСЗп-8, и 90 мкм - на опытном масле ТСЗп-8 ( после обработки шестерен  ТС НИОД);
          -  повышает  износостойкость дисков трения на 31,6 %;
          -  сохраняет коэффициент трения на уровне, характерном для штатного масла ТСЗп-8 (0,055-0,066);
          -  несущественно влияет на физико-химические показатели масла;
          -  содержание железа после 100 ч испытаний на СИШ в опытном масле в 2,25 раза ниже, чем в эталонном, а после 400 торможений на стенде МКД - в опытном масле в 2,16 раз ниже, чем в эталонном.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 Проведенная работа и полученные при этом положительные результаты позволяют подтвердить целесообразность введения добавки ТС НИОД в смазочные материалы  для  ВВТ с целью повышения надежности и эффективности работы этой техники .

            Для выдачи окончательного заключения следует рекомендовать рассмотренные смазочные композиции с ТС НИОД  к  испытаниям, предусмотренным на этапе 3 данной НИР.