ВВЕДЕНИЕ:
Настоящие квалификационные
испытания на стенде ОД-9 смазочной композиции
«моторное
масло М-14-Г2(к) + триботехнический состав НИОД (ТС
НИОД)», являются составной частью НИР
«Исследования по разработке и определению
возможностей применения триботехнических составов НИОД для
увеличения срока бессменной работы смазочных материалов при
обеспечении повышенной надежности и ресурса ВТТ» (шифр
«Вага-2001») и выполняются на этапе 2 данной НИР. Лабораторно-стендовые
исследования
и
испытания
смазочной композиции
«М-14Г2(к)
+ ТС НИОД»
проводятся в соответствии с п. 2.2.1 ТЗ на СЧ НИР и п.1
календарного плана (подэтапы 1.1 и 1.2) контракта от 04.09.02 №
2806230 между ОАО
«ВНИИтрансмаш» (Исполнитель)
и ОАО НПП
«РАДИЙ»(Заказчик ).
1. ОБЪЕКТ
ИСПЫТАНИЙ.
2.1 Эталон - штатное моторное масло М-14-Г2(к)
ТУ 38.401-58-98-94 , паспорт №13 от 13.09.99. Изготовлено ООО
«Новокуйбышевский
завод масел и присадок. По результатам входного контроля масло допущено к испытаниям.
1.2 Опытный вариант
- смазочная композиция
«М-14Г2(к) + ТС НИОД»,
представляющая собой моторное масло М-14-Г2(к),
залитое в смазочную систему стенда ОД-9 после обработки дизеля
составом НИОД-5 (изготовлен ООО НПИФ
«Энион-Балтика»
в соответствии с требованиями ТУ 0254-002-23124986-2001, партия
№ 74, паспорт № 3 от
21.01.03) в соответствии с Дополнением к
«Межведомственному
методу оценки моющих и противоизносных свойств масел для
быстроходных форсированных транспортных дизелей»,
приведенном в приложении А.
Данные входного контроля подтвердили соответствие поставленного
на испытания
триботехнического состава НИОД (для моторных масел - ТС НИОД-5)
требованиям ТУ 0254-002-23124986-2001.
Примечание - результаты входного контроля масла М-14-Г2(к)
и ТС НИОД приведены в приложениях Б и В.
2.
ЦЕЛЬ ИСПЫТАНИЙ.
Проверка эффективности применения смазочной композиции
«моторное
масло М-14-Г2(к) + ТС НИОД»
в узлах трения высокофорсированных транспортных дизельных
двигателей для повышения надежности их эксплуатации, проведенная
на основании сравнительной оценки моющих и противоизносных
свойств данной смазочной композиции
и штатного моторного масла М-14-Г2(к) на
стенде ОД-9.
3. ОБЪЕМ
И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ.
Испытания опытного
(смазочная композиция) и эталонного масел М-14-Г2(к)
проводились на полноразмерной одноцилиндровой установке ОД-9 по
«Межведомственному
методу оценки моющих и
противоизносных свойств моторных масел
для
быстроходных
форсированных
транспортных дизелей» (утвержден Государственной
межведомственной комиссией по испытанию топлив, масел, смазок и
специальных жидкостей , Решение
№ 23/1-203 от 20.12.84
г.).
Установка ОД-9 и все используемые приборы прошли
метрологическую аттестацию и допущены
к проведению
НИР (
аттестат N А 205-2002/530
от 30.04.2002
г. ).В соответствии
с
методикой
испытания
масел
проводились в
объеме 120 часов 12-часовыми повторяющимися циклами без
долива свежего масла.
По окончании каждого цикла отбиралась проба масла (0,5 л)
для
физико-химического анализа.
4.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ.
Смазочная композиция
«М-14-Г2(к)
+ ТС НИОД»
выдержала в
полном объеме
120-часовые
испытания на установке ОД-9.
Основные рабочие параметры и тепловой режим двигателя при
испытаниях опытного и эталонного масел имели практически
одинаковые значения и соответствовали режиму испытаний. Осмотр
деталей двигателя после испытаний показал,
что шейки
коленчатого вала,
коренные и шатунные вкладыши,
гильза цилиндра и поршень не имели рисок, натиров,
задиров и коррозионных
поражений.
Следует обратить внимание на то, что при проведении испытаний
опытной композиции на 10 и 11-ом часу имело место падение
мощности двигателя вследствие закоксовывания распылителей
форсунок. Причина закоксовывания распылителей форсунок
однозначно не определена. Применяемое топливо полностью
соответствует ГОСТ 305-82 и данным паспорта, в ходе испытаний не
менялось.
Необходимо отметить, что на ранее проведенных испытаниях
с использованием ТС НИОД закоксовывания распылительных
форсунок не наблюдалось.
Количественная
оценка
отложений нагара и лака на поршнях проводилась по методу 344-Т.
Результаты оценки поршней по нагаро- и лакообразованию
представлены в таблице 1.
Таблица 1. Оценка состояния
поршней по методу 344-Т, в баллах.
|
|
|
О т л о ж е н и я
|
|
Испытывае-мое масло
|
Нара-ботка двигателя. ч.
|
В канавках колец
|
На перемычках поршня.
|
На юбке порш-ня.
|
На внут-ренней поверхности поршня.
|
Средняя суммарная оценка.
|
|
|
компрессионных
|
маслосъемных
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
средняя
|
1
|
2
|
средняя
|
1
|
2
|
средняя
|
|
|
|
М-14-Г2(к) (эталон)
|
120
|
2,1
|
2,1
|
2,1
|
0
|
0
|
0
|
2,1
|
1,0
|
1,55
|
1,00
|
0,50
|
5,15
|
«М-14Г2(к) + ТС
НИОД" (опытное)
|
120
|
1,9
|
1,7
|
1,8
|
0
|
0
|
0
|
1,5
|
0,9
|
1,20
|
0,90
|
0,50
|
4,40
|
|
|
Как
следует из
таблицы 1, обработка
ТС “НИОД” при испытаниях масла М-14-Г2(к)
практически не отражается
на моющих свойствах масла. Разница в оценке состояния
поршней составила
14,5 % ,т.е. - менее 20 %,что дает основание считать
масла равноценными по указанным свойствам. т.к. по п.5.6
“Межведомственного метода оценки моющих и противоизносных
свойств моторных
масел для быстроходных форсированных транспортных дизелей”
опытное и эталонное масла считаются равноценными , если величина
оценочных показателей обоих масел не различается более, чем на 20
% (показатели
эталона принимаются за 100 %).
Величина радиального износа гильзы цилиндра определялась методом
искусственных баз (вырезанных лунок) по ГОСТ 17534 с помощью
прибора УПОИ-6. Обработка результатов измерения лунок до и после
испытаний позволяет получить величину линейного износа гильзы
цилиндра в местах нарезки лунок
(погрешность измерения 1 мкм). Результаты
определения
износа гильзы
цилиндра представлены в таблице 2.
Таблица 2. Износ гильзы цилиндра.
|
Наименование
масла
|
Средний износ по поясам, мкм
|
Усредненный износ, мкм
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
Эталон М-14-Г2(к)
|
12,3
|
7,2
|
2,7
|
3,6
|
5,3
|
4,3
|
4,9
|
5,8
|
Опытное
«М-14Г2(к)
+ ТС НИОД»
|
9,7
|
3,6
|
4,4
|
2,2
|
2,4
|
2,5
|
2,5
|
3,9
|
|
|
Из данных таблицы 2 следует, что после испытаний на опытной
композиции уменьшился износ гильзы цилиндра: по величине
максимального износа - на 21 %, по величине среднего износа -
на 33 % (в
1,5 раза).
Износ поршневых колец определялся посредством их взвешивания на
аналитических весах до
и после
испытаний (кольца после испытаний отмывались кипячением в
специальном растворе). Данные по износу поршневых колец
приведены в таблице 3.
Таблица 3. Износ поршневых колец.
|
Наименование масла
|
Износ колец, г
|
Износ комплекта колец, г. |
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Эталон
М-14-Г2(к)
|
0,36165
|
0,16115
|
0,03470
|
0,02280
|
0,58
|
Опытное
«М-14Г2(к) +
ТС НИОД"
|
0,29155
|
0,13535
|
0,04375
|
0,03895
|
0,51
|
|
|
Из данных таблицы 3 следует,что износ комплекта колец после
работы на эталоне на 12 % больше, чем после работы
на опытной композиции.
При этом все компрессионные кольца сохранили хромовое
покрытие и свою
геометрию.
На основании моторных испытаний можно однозначно констатировать
положительное влияние применения ТС “НИОД”.
Физико-химические показатели масел определялись через каждые 12
ч работы двигателя. Полученные результаты представлены в таблице
4.
Таблица 4. Изменение
физико-химических показателей масел в процессе испытаний на ОД-9.
|
|
Определяемый
показатель
|
Продол-житель-ность испыта-ний,
ч
ч
|
Вязкость кинемати-ческая при 100
ОС,
|
Щелочное число,
|
Кислотное число,
|
Массовая доля
меха-нических примесей,
|
Температу-ра вспышки,
з/т (о/т),
|
Зольность
сульфат-ная,
|
Плотность
при
20 ОС,
|
ч
|
мм2/с
|
мг КОН/г
|
мгКОН/г
|
% масс.
|
ОС
|
% масс.
|
кг/м3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Масло М-14-Г2(к)-
эталон
|
0
|
13,80
|
6,47
|
1,20
|
0,015
|
195 (218)
|
0,90
|
893,0
|
12
|
13,93
|
5,69
|
1,04
|
0,14
|
190
|
0,93
|
894,0
|
24
|
14,24
|
5,65
|
1,06
|
0,18
|
202
|
0,94
|
893,5
|
36
|
14,73
|
5,27
|
1,06
|
0,29
|
203
|
0,94
|
893,2
|
48
|
14,73
|
5,21
|
1,12
|
0,42
|
210
|
0,95
|
895,4
|
60
|
14,91
|
4,72
|
1,13
|
0,64
|
207
|
0,98
|
895,4
|
72
|
15,24
|
4,01
|
1,23
|
0,77
|
212
|
0,98
|
896,6
|
84
|
15,42
|
3,90
|
1,25
|
0,91
|
213
|
0,99
|
896,8
|
96
|
15,81
|
3,82
|
1,34
|
0,95
|
214
|
0,99
|
898,1
|
108
|
16,23
|
4,05
|
1,50
|
1,02
|
218
|
1,00
|
899,5
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
120
|
16,89
|
3,85
|
1,81
|
1,11
|
215
|
1,02
|
902,3
|
Смазочная композиция
«М-14-Г2(к) + ТС
НИОД» - опытное
|
0
|
13,80
|
6,47
|
1,20
|
0,015
|
195 (218)
|
0,90
|
893,0
|
12
|
13,65
|
6,71
|
1,38
|
0,09
|
193
|
0,89
|
892,1
|
24
|
13,89
|
6,68
|
1,39
|
0,21
|
195
|
0,90
|
893,0
|
36
|
13,91
|
6,70
|
1,38
|
0,27
|
197
|
0,91
|
893,1
|
48
|
14,00
|
6,70
|
1,34
|
0,31
|
197
|
0,93
|
893,3
|
60
|
13,98
|
6,72
|
1,28
|
0,39
|
195
|
0,94
|
893,3
|
72
|
14,11
|
5,89
|
1,31
|
0,41
|
200
|
0,94
|
894,0
|
84
|
14,37
|
5,34
|
1,39
|
0,46
|
200
|
0,93
|
896,1
|
96
|
14,51
|
4,94
|
1,36
|
0,46
|
203
|
0,94
|
896,8
|
108
|
14,87
|
4,81
|
1,49
|
0,50
|
203
|
0,95
|
896,0
|
120
|
15,22
|
4,68
|
1,61
|
0,55
|
203
|
0,95
|
895,4
|
|
|
Из данных таблицы 4 следует, что физико-химические показатели
опытного и эталонного масел изменяются в пределах, характерных
для штатного масла М-14-Г2(к). Однако изменение
показателей опытного масла в данных сравнительных испытаниях
происходит менее интенсивно: после 120 ч испытаний
значение кинематической вязкости у опытного масла
выросло на 10
% по сравнению с
исходным, в то время как
у эталона - на 22 %;
массовая
доля механических примесей за период испытаний у эталона
составила 1,11 %, у
опытного масла - 0,55 %; значение щелочного числа,
характеризующее срабатываемость моющей присадки, у опытного
масла снизилось на 28 % , у эталона - на 40%.
5.
ВЫВОДЫ:
5.1 По моющим свойствам опытное масло находится на одном уровне
с эталоном (разница в оценке состояния поршней составила
14,5 % ,т.е. - менее 20 %).
5.2 Введение добавки “ТС НИОД-5” положительно влияет на противоизносные свойства масла М-14-Г2(к):
усредненный износ гильзы цилиндра при работе с опытным маслом на
33% (в 1,5 раз)
меньше, чем с эталонным; износ комплекта поршневых колец после
работы с опытным маслом
на 12 % меньше, чем после работы с эталонным, при этом
все компрессионные кольца сохранили хромовое покрытие и свою
геометрию.
5.4 Физико-химический анализ масел показал, что при проведении
испытаний на опытном масле изменение таких показателей как
кинематическая вязкость, щелочное число и механические примеси
происходит менее интенсивно, чем при аналогичных испытаниях на
эталонном масле, что говорит о более мягком режиме работы
опытного масла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Результаты, полученные при проведении на стенде ОД-9
сравнительной оценки моющих и противоизносных свойств масел,
показали, что применение смазочной композиции
«моторное
масло М-14-Г2(к) + ТС НИОД»
существенно снижает износ гильзы цилиндра, повышая
таким образом эффективность эксплуатации двигателя.
Для выдачи окончательного заключения следует рекомендовать
данную смазочную композицию к испытаниям, предусмотренным на
этапе 3 данной НИР.
Целью настоящих испытаний
является проверка возможности применения смазочных масел
с добавлением триботехнических составов
“НИОД” (ТС НИОД) в узлах
трения для повышения
эффективности их эксплуатации, а также проверка
обеспечения надежной работы узлов и агрегатов при пониженном
содержании смазочных материалов или их полном отсутствии.
В моторные масла вносится
триботехнический состав ТС НИОД-5.
1. Предварительная обработка
дизеля ОД-9 ТС НИОД.
1.1 Дизельный двигатель ОД-9
собрать и обкатать в обычном порядке. 1.2 Количество масла в системе
смазки двигателя уменьшить до минимально возможного,
обеспечивающего эксплуатацию в течение 1 часа (30 л). Приготовить смесь 50 мл
испытываемого масла и 1,5 г ТС НИОД. Смесь перемешивать до
полного устранения агломератов ТС и пузырьков воздуха. 1.4 Ввести приготовленную
смесь в цилиндр двигателя. 1.5 Проворачивать двигатель,
не запуская, в течение 2 минут 1.6 В отдельной емкости
смешать 0,5 л масла и ТС НИОД из расчета 5 г на 1 л оставшегося
в дизеле масла. Смесь перемешивать до полного устранения
агломератов ТС НИОД . 1.7 Ввести полученную смесь в
систему смазки дизеля. 1.8 Не позднее, чем через 5
минут после введения смеси, запустить дизель и обкатывать его в
течение 1 часа по штатной методике. После завершения обкатки, не
позднее, чем через 5 минут после остановки, слить масло с ТС
НИОД из масляной системы. 1.9 Заправить масляную систему
двигателя испытываемым маслом в полном объеме.
Примечания:
♦ Испытания обработанного
двигателя должны начаться не позднее, чем через 5 суток, после
обработки; в случае невозможности своевременного начала
испытаний двигатель следует запускать на 30 минут каждые 48
часов.
♦ Не допускается переборка
обработанного дизеля до завершения испытаний во избежание
смещения приработанных пятен контакта и потере трибоэффекта.
2.
Измерение износа гильзы цилиндра.
2.1 Износ гильзы цилиндра
определяется по глубине вырезанных лунок с помощью прибора
УПОИ-6 в соответствии с ГОСТ 17534. 2.2 В случае отсутствия лунок
после испытаний износ гильзы определяется с помощью
индикатора-нутромера 2 класса посредством измерения диаметра
гильзы цилиндра в двух направлениях и трех поясах по высоте
гильзы до и после испытаний.
Примечание:
♦
Отсутствие
вырезанных лунок после испытаний не является браковочным
параметром при испытаниях ТС НИОД.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б-А. (обязательное)
ОАО “ВНИИТрансмаш”
НТЦ 30, лаборатория 301
Результаты анализа ГСМ
А Н А Л И З
№
79 По заявке отдела
12 от
“ 24 ”
сентября 2002 г.
Наименование пробы: Масло М-14-Г2(к),
пасп. № 13 от 13.09.99
|
№
п/п
|
Наименование
показателя
|
Норма по
ТУ 38.401-58-98-94
|
Данные
паспорта
№ 13
|
Фактические
данные
|
1
|
Массовая доля меха-
нических примесей, %
|
Не более 0,015
|
0,014
|
0,015
|
2
|
Массовая доля воды, %
|
Не более
“следы”
|
Следы
|
Следы
|
3
|
Вязкость кинематическая при
100 ОС, мм
2/с
|
14,0 - 15,0
|
14,33
|
13,80
|
4
|
Щелочное число,
мг
КОН/г
|
Не менее 6,00
|
6,45
|
6,47
|
5
|
Температура застыва-
ния
, ОС
|
Не выше
минус
25
|
Данные
отсутствуют
|
Минус 27
|
6
|
Температура вспышки
в
открытом тигле, ОС
|
Не ниже 215
|
233
|
218
|
7
|
Плотность при 20
ОС,
кг/м3
|
Не более 910
|
894
|
893
|
|
|
Заключение:
По проверенным показателям соответствует требованиям
ТУ 38.401-58-98-94
и данным
паспорта № 13 на
масло
моторное М-14-Г2(к).
/
Начальник
лаборатории 301:
Ведущий инженер лаб. 301: |
|
А.Г. Кононов
Т.Н. Блохина |
Дата выдачи анализа
24 сентября 2002 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В-А
(справочное)
ОАО “ВНИИтрансмаш”
НТЦ 30, лаборатория 301
А Н А Л И З №
105/1
По заявке отдела
30 от
22 января
2003 г.
Наименование пробы:
Состав триботехнический НИОД
(НИОД-2 и НИОД-5), партия № 74, паспорт № 3 от 21.01.03,
сертификат соответствия №
0165746 от 10.12.02 , разработчик-изготовитель ООО ПНИФ “Энион-Балтика”.
Дата изготовления: 15 сентября 2002 г.
|
№
п/п
|
Наименование
показателя
|
Норма по
ТУ 0254-002-23124986-2001
|
Фактические
данные
|
1
|
Массовая доля меха-
нических примесей, %
|
Отсутствие
|
Отсутствие
|
2
|
Массовая доля влаги, %
|
Не более
10
|
5,8 (НИОД-2)
4,9 ( НИОД-5)
|
|
|
Заключение:
Состав триботехнический НИОД по проверенным показателям соответствует
требованиям ТУ 0254-002-23124986-2001.
/
Начальник
лаборатории 301:
Ведущий инженер лаб. 301: |
|
А.Г. Кононов
Т.Н. Блохина |
Дата выдачи анализа:
23 января 2003 г.
|
|