ВВЕДЕНИЕ:
Настоящие квалификационные
испытания на стенде ОД-9 смазочной композиции “моторное
масло М-8В + триботехнический состав НИОД (ТС НИОД)”, являются
составной частью НИР “Исследования по разработке и определению
возможностей применения триботехнических составов НИОД для
увеличения срока бессменной работы смазочных материалов при
обеспечении повышенной надежности и ресурса ВТТ” (шифр
“Вага-2001”) и выполняются на этапе 2 данной НИР.
Лабораторно-стендовые
исследования и испытания смазочной композиции “М-8В + ТС НИОД”
проводятся в соответствии с п.2.2.2
ТЗ на СЧ НИР и п. 2 календарного плана (подэтапы 2.1 и
2.2) контракта от 04.09.02 № 2806230
между ОАО “ВНИИтрансмаш” (Исполнитель)
и ОАО НПП
“РАДИЙ” (Заказчик ).
1.
ОБЪЕКТ
ИСПЫТАНИЙ.
1.1
Эталон - моторное масло М-8В ГОСТ 10541-78, паспорт № 293 от
29.01.02, изготовлено ООО “Новокуйбышевский завод масел и
присадок, поставлено ООО “Ананда”. По
результатам входного
контроля масло допущено к испытаниям. 1.2
Опытный вариант -
смазочная композиция “масло М-8В+ТС НИОД”, представляющая собой
моторное масло М-8В, залитое в смазочную систему стенда ОД-9
после обработки дизеля составом НИОД-5 (изготовлен ООО НПИФ “Энион-Балтика”
в соответствии с требованиями ТУ 0254-002-23124986-2001, партия
№ 74, паспорт № 3 от
21.01.03) в соответствии с Дополнением к “Межведомственному
методу оценки моющих и противоизносных свойств масел для
быстроходных форсированных транспортных дизелей”, приведенном в
приложении А.
Данные входного контроля подтвердили соответствие поставленного
на испытания триботехнического состава НИОД (для моторных масел
- ТС НИОД-5) требованиям ТУ 0254-002-23124986-2001.
Примечание - результаты входного контроля масла М-8В и ТС НИОД
приведены в приложениях Б и В.
2. ЦЕЛЬ
ИСПЫТАНИЙ.
Проверка эффективности применения смазочной композиции “моторное
масло М-8В + ТС НИОД” в узлах трения высокофорсированных
транспортных дизельных двигателей для повышения надежности их
эксплуатации, проведенная на основании сравнительной оценки
моющих и противоизносных
свойств данной смазочной композиции
и моторного масла М-8В (с невысоким уровнем
эксплуатационных свойств) на стенде ОД-9.
3.
ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ.
Испытания опытного
(смазочная композиция) и эталонного масел М-8В проводились на
полноразмерной одноцилиндровой установке ОД-9 по
“Межведомственному методу оценки моющих и
противоизносных свойств моторных масел
для
быстроходных
форсированных
транспортных
дизелей” (утвержден Государственной межведомственной комиссией
по испытанию топлив, масел, смазок и специальных жидкостей ,
Решение № 23/1-203
от 20.12.84 г.).
Установка ОД-9 и все используемые приборы прошли
метрологическую аттестацию и допущены
к проведению
НИР (
аттестат N А 205-2002/530
от 30.04.2002
г. ).В соответствии
с
методикой
испытания
масел
проводились в
объеме 120 часов 12-часовыми повторяющимися циклами без
долива свежего масла.
По окончании каждого цикла отбиралась проба масла (0,5 л)
для
физико-химического анализа.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ.
Смазочная композиция “моторное
масло М-8В + ТС НИОД” выдержала
в полном
объеме 120-часовые
испытания на установке ОД-9.
Основные рабочие параметры и тепловой режим двигателя при
испытаниях опытного и эталонного масел имели практически
одинаковые значения и соответствовали режиму испытаний. Осмотр
деталей двигателя после испытаний показал,
что шейки
коленчатого вала,
коренные и шатунные вкладыши,
гильза цилиндра и поршень не имели рисок, натиров,
задиров и коррозионных
поражений.
Особое внимание при осмотре было уделено состоянию
медьсодержащих деталей двигателя. Количественная
оценка
отложений нагара и лака на поршнях проводилась по методу 344-Т.
Результаты оценки поршней по нагаро- и лакообразованию
представлены в таблице 1.
Таблица 1: Оценка состояния
поршней по методу 344-Т, в баллах.
|
|
|
Отложения
|
Марка
масла
|
Наработка двигателя,
|
В канавках
1...2 колец
___________________________________
компрессионных
маслосъемных
|
На перемычках 1...2 поршня
|
На юбке порш-ня
|
На внутрен-ней поверх-ности поршня
|
Сред-няя сум-марная оценка
|
|
ч
|
1
|
2
|
сред-няя
|
1
|
2
|
сред-няя
|
1
|
2
|
сред-няя
|
|
|
|
М-8В + “ТС НИОД -5” (опытное)
|
120
|
4,25
|
2,25
|
3,25
|
0,00
|
-
|
0,00
|
1,50
|
0,00
|
0,75
|
1,50
|
1,50
|
7,00
|
М-8В (эталон)
|
120
|
3,00
|
1,50
|
2,25
|
0,00
|
-
|
0,00
|
1,50
|
0,00
|
0,75
|
1,50
|
1,50
|
6,00
|
|
|
Как
следует из
таблицы 1, обработка
ТС НИОД при испытаниях масла М-8-В практически не
отражается на
моющих свойствах масла. Разница в оценке состояния поршней
составила 17 %.
Величина радиального износа гильзы цилиндра определялась методом
искусственных баз (вырезанных лунок) по ГОСТ 17534 с помощью
прибора УПОИ-6. Обработка результатов измерения лунок до и после
испытаний позволяет получить величину линейного износа гильзы
цилиндра в местах нарезки лунок
(погрешность измерения 1 мкм).Результаты
определения
износа гильзы
цилиндра представлены в таблице 2.
Таблица 2: Износ гильзы цилиндра.
|
Наименование
масла
|
Средний износ по поясам 1...7, мкм
|
Усредненный износ
|
масла
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
износ, мкм
|
Опытное
Смазочная композиция
“М-8В+ТС НИОД-5”
|
9,8
|
1,8
|
2,1
|
0,8
|
0,7
|
1,2
|
3,2
|
2,80
|
Эталон
М-8В
|
12,5
|
6,0
|
4,5
|
2,9
|
2,7
|
7,4
|
10,2
|
6,60
|
|
|
Из данных таблицы 2 следует, что после испытаний на опытной
композиции значительно упал износ гильзы цилиндра: по величине
максимального износа - на 22 %,
по величине среднего износа -
на 58
% (в 2,36
раза).
Износ поршневых колец определялся посредством взвешивания на
аналитических весах до
и после
испытаний (кольца после испытаний отмывались кипячением в
специальном растворе). Данные по износу поршневых колец
приведены в таблице 3.
Таблица 3: Износ поршневых колец.
|
Наименование масла
|
Износ колец
1 ... 4,
г
|
Износ комплекта колец,
г
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Опытное “М-8В + ТС НИОД-5”
|
0,28655
|
0,19461
|
0,01515
|
0,03600
|
0,53231
|
Эталон М-8В
|
0,33985
|
0,17875
|
0,02675
|
0,05955
|
0,60490
|
|
|
Из данных таблицы 3 следует, что износ комплекта колец после
работы на опытном масле на 12
% меньше, чем
после работы на эталоне. При этом все компрессионные
кольца сохранили хромовое покрытие и свою геометрию.
Физико-химические показатели масел определялись через каждые 12
ч работы двигателя. Полученные результаты представлены в таблице
4.
Таблица 4: Изменение физико-химических показателей масел в
процессе испытаний на ОД-9.
|
Продолжи-тель ность испытаний, ч
|
Вязкость кинемати-ческая при 100
ОС,
|
Щелочное число,
|
Кислотное число,
|
Массовая доля механич.
прим.,
|
Темпера-тура вспышки,
з/т
(о/т)
|
Золь-ность
суль-
фатная,
|
Плот-
ность
при
20 ОС,
|
|
мм2/с
|
мг КОН/г
|
мгКОН/г
|
% масс.
|
ОС
|
% масс.
|
кг/м3
|
Масло М-8В
- опытное (смазочная
композиция “М-8В+ ТС НИОД-5”)
|
12
|
8,33
|
5,76
|
1,07
|
0,11
|
206
|
0,93
|
887
|
24
|
8,41
|
5,70
|
1,07
|
0,18
|
207
|
0,93
|
888
|
36
|
8,54
|
5,61
|
1,08
|
0,24
|
207
|
0,94
|
889
|
48
|
8,62
|
5,39
|
1,06
|
0,30
|
208
|
0,95
|
889
|
60
|
8,85
|
5,23
|
1,05
|
0,37
|
207
|
0,96
|
889
|
72
|
8,96
|
5,11
|
1,06
|
0,55
|
209
|
0,98
|
889
|
84
|
9,08
|
5,01
|
1,07
|
0,61
|
210
|
0,98
|
891
|
96
|
9,30
|
4,84
|
1,08
|
0,79
|
210
|
0,99
|
892
|
108
|
9,37
|
4,75
|
1,07
|
0,95
|
211
|
0,99
|
892
|
120
|
9,88
|
4,55
|
1,07
|
1,10
|
213
|
1.01
|
894
|
Масло М-8В – эталон
|
0
|
8,01
|
5,55
|
1,31
|
0,014
|
203 (217)
|
0,92
|
886
|
12
|
8,30
|
5,49
|
1,31
|
0,10
|
205
|
1,09
|
887
|
24
|
8,44
|
5,43
|
1,30
|
0,20
|
207
|
1,07
|
887
|
36
|
8,50
|
5,34
|
1,30
|
0,24
|
208
|
1,11
|
887
|
48
|
8,55
|
5,29
|
1,28
|
0,28
|
209
|
1,12
|
888
|
60
|
8,64
|
5,21
|
1,23
|
0,30
|
208
|
1,15
|
888
|
72
|
8,70
|
5,18
|
1,21
|
0,40
|
208
|
1,16
|
888
|
84
|
8,76
|
5,10
|
1,20
|
0,43
|
208
|
1,16
|
890
|
96
|
8,83
|
5,07
|
1,12
|
0,45
|
209
|
1,17
|
891
|
108
|
8,90
|
4,98
|
1,20
|
0,49
|
209
|
1,18
|
892
|
120
|
8,99
|
4,88
|
1,19
|
0,52
|
210
|
1,18
|
893
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из данных таблицы 4 следует, что физико-химические показатели
опытного и эталонного масел изменяются
практически одинаково на первых 60 - 72 ч испытаний.
После 72 ч испытаний
увеличение кинематической вязкости и содержания механических
примесей у опытного масла происходит значительно интенсивнее.
После 120 ч испытаний
значение кинематической вязкости у опытного масла
выросло на 23,3 %
по сравнению с исходным, в то время как
у эталона - на 12,2 %. Массовая доля механических
примесей после 120 ч испытаний у эталона составила 0,52 %, у
опытного масла - 1,10 %
(как показало озоление, механические примеси имеют более,
чем на 95 %, органический характер, и вероятнее всего являются
продуктами неполного сгорания
дизельного топлива).
5.
ВЫВОДЫ:
5.1 По моющим свойствам опытное масло находится на одном уровне
с эталоном, т.к. по п.5.6 “Межведомственного метода оценки
моющих и противоизносных свойств
моторных масел для быстроходных форсированных
транспортных дизелей” опытное и эталонное масла считаются
равноценными , если величина оценочных показателей обоих масел
не различается более, чем на 20 %
(показатели эталона принимаются за 100 %).
5.2 Введение добавки “ТС НИОД-5” положительно влияет на
противоизносные свойства масла М-8-В: усредненный износ гильзы
цилиндра при работе с опытным маслом на 58 %
(в 2,36 раза) меньше, чем с эталонным; износ комплекта
поршневых колец после работы с опытным маслом
на 12 %
меньше, чем после работы с эталонным, при этом все
компрессионные кольца сохранили хромовое покрытие и свою
геометрию.
5.3 Физико-химические исследования масел показали, что при
проведении испытаний опытное масло М-8-В имеет повышенные
значения по сравнению с эталонным содержания механических
примесей (примерно в
два раза) и
кинематической вязкости (9,88 против 8,99 мм2/с);
остальные показатели изменяются примерно в одинаковых пределах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Результаты, полученные при проведении на стенде ОД-9
сравнительной оценки моющих и противоизносных свойств масел,
показали, что применение смазочной композиции“моторное масло
М-8-В + ТС НИОД” значительно (в 2,36 раза) уменьшает износ
гильзы цилиндра и на 12 % - износ комплекта поршневых колец,
повышая таким образом эффективность их эксплуатации.
Для
выдачи окончательного заключения следует рекомендовать данную
смазочную композицию к испытаниям, предусмотренным на этапе 3
данной НИР.
|