ВВЕДЕНИЕ:

           Настоящие квалификационные  испытания на стенде ОД-9 смазочной композиции “моторное масло М-8В + триботехнический состав НИОД (ТС НИОД)”, являются составной частью НИР “Исследования по разработке и определению возможностей применения триботехнических составов НИОД для увеличения срока бессменной работы смазочных материалов при обеспечении повышенной надежности и ресурса ВТТ” (шифр “Вага-2001”) и выполняются на этапе 2 данной НИР.

           Лабораторно-стендовые исследования и испытания смазочной композиции “М-8В + ТС НИОД” проводятся в соответствии с п.2.2.2  ТЗ на СЧ НИР и п. 2 календарного плана (подэтапы 2.1 и 2.2) контракта от 04.09.02 № 2806230  между ОАО “ВНИИтрансмаш” (Исполнитель)  и  ОАО НПП “РАДИЙ” (Заказчик ).

 

1ОБЪЕКТ  ИСПЫТАНИЙ.

               1.1 Эталон - моторное масло М-8В ГОСТ 10541-78, паспорт № 293 от 29.01.02, изготовлено ООО “Новокуйбышевский завод масел и присадок, поставлено ООО “Ананда”.  По результатам  входного контроля масло допущено к испытаниям.
               1.2 Опытный вариант  - смазочная композиция “масло М-8В+ТС НИОД”, представляющая собой моторное масло М-8В, залитое в смазочную систему стенда ОД-9 после обработки дизеля составом НИОД-5 (изготовлен ООО НПИФ “Энион-Балтика” в соответствии с требованиями ТУ 0254-002-23124986-2001, партия № 74,  паспорт № 3 от 21.01.03) в соответствии с Дополнением к “Межведомственному методу оценки моющих и противоизносных свойств масел для быстроходных форсированных транспортных дизелей”, приведенном в приложении А.

Данные входного контроля подтвердили соответствие поставленного на испытания триботехнического состава НИОД (для моторных масел - ТС НИОД-5) требованиям ТУ 0254-002-23124986-2001.

 

Примечание - результаты входного контроля масла М-8В и ТС НИОД приведены в приложениях Б и В.

 

          2.   ЦЕЛЬ  ИСПЫТАНИЙ.

       Проверка эффективности применения смазочной композиции “моторное масло М-8В + ТС НИОД” в узлах трения высокофорсированных транспортных дизельных двигателей для повышения надежности их эксплуатации, проведенная на основании сравнительной оценки моющих и противоизносных  свойств данной смазочной композиции  и моторного масла М-8В (с невысоким уровнем эксплуатационных свойств) на стенде ОД-9.

 

          3.   ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ.

Испытания  опытного (смазочная композиция) и эталонного масел М-8В проводились на полноразмерной одноцилиндровой установке ОД-9 по “Межведомственному методу оценки моющих и  противоизносных свойств моторных масел  для   быстроходных  форсированных   транспортных  дизелей” (утвержден Государственной межведомственной комиссией по испытанию топлив, масел, смазок и специальных жидкостей , Решение  № 23/1-203 от 20.12.84  г.).

Установка ОД-9 и все используемые приборы прошли  метрологическую аттестацию и допущены  к  проведению  НИР  ( аттестат N А 205-2002/530  от  30.04.2002 г. ).В  соответствии  с     методикой     испытания   масел   проводились  в  объеме 120 часов 12-часовыми повторяющимися циклами без долива свежего масла.  По окончании каждого цикла отбиралась проба масла (0,5 л) для  физико-химического анализа.

 

          4РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ.

Смазочная композиция “моторное  масло М-8В + ТС НИОД” выдержала  в  полном  объеме 120-часовые  испытания на установке ОД-9.

Основные рабочие параметры и тепловой режим двигателя при испытаниях опытного и эталонного масел имели практически одинаковые значения и соответствовали режиму испытаний. Осмотр деталей двигателя после испытаний показал,  что шейки  коленчатого вала,  коренные и шатунные вкладыши,  гильза цилиндра и поршень не имели рисок, натиров, задиров и коррозионных   поражений.

Особое внимание при осмотре было уделено состоянию медьсодержащих деталей двигателя.  Количественная  оценка   отложений нагара и лака на поршнях проводилась по методу 344-Т.  Результаты оценки поршней по нагаро- и лакообразованию представлены в таблице 1.

 

Таблица 1:    Оценка состояния  поршней по методу 344-Т, в баллах.

 

                    

 

Отложения

 

 

Марка  масла

 

 

Наработка
двигателя,

 

 

В канавках  1...2 колец

___________________________________

компрессионных                   маслосъемных

 

 

На перемычках 1...2 поршня

 

 

На юбке порш-ня

 

На внутрен-ней поверх-ности поршня

 

Сред-няя сум-марная оценка

 

ч

1

2

сред-няя

1

2

сред-няя

1

2

сред-няя

 

 

 

 

М-8В + “ТС НИОД -5” (опытное)

 

120

 

4,25

 

2,25

 

3,25

 

0,00

 

-

 

0,00

 

1,50

 

0,00

 

0,75

 

1,50

 

1,50

 

7,00

 

М-8В (эталон)

 

 

120

 

3,00

 

1,50

 

2,25

 

0,00

 

-

 

0,00

 

1,50

 

0,00

 

0,75

 

1,50

 

1,50

 

6,00

 

Как    следует  из  таблицы 1, обработка  ТС НИОД при испытаниях масла М-8-В практически не отражается   на моющих свойствах масла. Разница в оценке состояния поршней составила 17 %.

Величина радиального износа гильзы цилиндра определялась методом искусственных баз (вырезанных лунок) по ГОСТ 17534 с помощью прибора УПОИ-6. Обработка результатов измерения лунок до и после испытаний позволяет получить величину линейного износа гильзы цилиндра в местах нарезки лунок  (погрешность измерения 1 мкм).Результаты   определения  износа  гильзы  цилиндра представлены в таблице 2.

Таблица 2:    Износ гильзы цилиндра.

 

Наименование

масла

Средний износ по поясам 1...7, мкм

Усредненный износ

масла

1

2

3

4

5

6

7

износ, мкм

Опытное

Смазочная композиция

“М-8В+ТС НИОД-5”

 

9,8

 

1,8

 

2,1

 

0,8

 

0,7

 

1,2

 

3,2

 

2,80

Эталон

М-8В

12,5

6,0

4,5

2,9

2,7

7,4

10,2

6,60

 

 

          Из данных таблицы 2 следует, что после испытаний на опытной композиции значительно упал износ гильзы цилиндра: по величине максимального износа - на 22 %,  по величине среднего износа -  на  58  %  (в 2,36  раза).

          Износ поршневых колец определялся посредством взвешивания на аналитических весах до  и  после  испытаний (кольца после испытаний отмывались кипячением в специальном растворе). Данные по износу поршневых колец приведены в таблице 3.

Таблица 3:    Износ поршневых колец.

 

 

Наименование масла

 

Износ  колец  1 ... 4,  г

Износ комплекта колец,

 г

 

1

2

3

4

 

Опытное “М-8В + ТС НИОД-5”

0,28655

0,19461

0,01515

0,03600

0,53231

 

Эталон М-8В

 

0,33985

0,17875

0,02675

0,05955

0,60490

 

 

          Из данных таблицы 3 следует, что износ комплекта колец после работы на опытном масле на 12  %  меньше, чем  после работы на эталоне. При этом все компрессионные кольца сохранили хромовое покрытие и свою геометрию.

          Физико-химические показатели масел определялись через каждые 12 ч работы двигателя.  Полученные результаты представлены в таблице 4.

 

Таблица 4:   Изменение физико-химических показателей масел в процессе испытаний на ОД-9.

 

Продолжи-тель ность испытаний, ч

Вязкость кинемати-ческая при 100  ОС,

Щелочное число,

Кислотное число,

Массовая доля механич.

прим.,

Темпера-тура вспышки,   з/т  (о/т)

Золь-ность

суль-

фатная,

 

Плот-

ность

при

20 ОС,

 

мм2

мг КОН/г

мгКОН/г

% масс.

ОС

% масс.

кг/м3

 

Масло М-8В   - опытное (смазочная  композиция “М-8В+ ТС НИОД-5”)

12

8,33

5,76

1,07

0,11

206

0,93

887

24

8,41

5,70

1,07

0,18

207

0,93

888

36

8,54

5,61

1,08

0,24

207

0,94

889

48

8,62

5,39

1,06

0,30

208

0,95

889

60

8,85

5,23

1,05

0,37

207

0,96

889

72

8,96

5,11

1,06

0,55

209

0,98

889

84

9,08

5,01

1,07

0,61

210

0,98

891

96

9,30

4,84

1,08

0,79

210

0,99

892

108

9,37

4,75

1,07

0,95

211

0,99

892

120

9,88

4,55

1,07

1,10

213

1.01

894

Масло М-8В – эталон

 0

8,01

5,55

1,31

0,014

203 (217)

0,92

886

12

8,30

5,49

1,31

0,10

205

1,09

887

24

8,44

5,43

1,30

0,20

207

1,07

887

36

8,50

5,34

1,30

0,24

208

1,11

887

48

8,55

5,29

1,28

0,28

209

1,12

888

60

8,64

5,21

1,23

0,30

208

1,15

888

72

8,70

5,18

1,21

0,40

208

1,16

888

84

8,76

5,10

1,20

0,43

208

1,16

890

96

8,83

5,07

1,12

0,45

209

1,17

891

108

8,90

4,98

1,20

0,49

209

1,18

892

120

8,99

4,88

1,19

0,52

210

1,18

893

 


          Из данных таблицы 4 следует, что физико-химические показатели опытного и эталонного масел изменяются  практически одинаково на первых 60 - 72 ч испытаний. После 72 ч испытаний  увеличение кинематической вязкости и содержания механических примесей у опытного масла происходит значительно интенсивнее. После 120 ч испытаний  значение кинематической вязкости у опытного масла  выросло на 23,3 %  по сравнению с исходным, в то время как  у эталона - на 12,2 %. Массовая доля механических примесей после 120 ч испытаний у эталона составила 0,52 %, у опытного масла - 1,10 %  (как показало озоление, механические примеси имеют более, чем на 95 %, органический характер, и вероятнее всего являются продуктами неполного сгорания  дизельного топлива).

 

       5 ВЫВОДЫ:

5.1 По моющим свойствам опытное масло находится на одном уровне с эталоном, т.к. по п.5.6 “Межведомственного метода оценки моющих и противоизносных свойств  моторных масел для быстроходных форсированных транспортных дизелей” опытное и эталонное масла считаются равноценными , если величина оценочных показателей обоих масел не различается более, чем на 20 %  (показатели эталона принимаются за 100 %).

5.2 Введение добавки “ТС НИОД-5” положительно влияет на противоизносные свойства масла М-8-В: усредненный износ гильзы цилиндра при работе с опытным маслом на 58 %  (в 2,36 раза) меньше, чем с эталонным; износ комплекта поршневых колец после работы с опытным маслом  на 12 %  меньше, чем после работы с эталонным, при этом все компрессионные кольца сохранили хромовое покрытие и свою геометрию.

5.3 Физико-химические исследования масел показали, что при проведении испытаний опытное масло М-8-В имеет повышенные значения по сравнению с эталонным содержания механических примесей (примерно в  два раза) и  кинематической вязкости (9,88 против 8,99 мм2/с); остальные показатели изменяются примерно в одинаковых пределах.

                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

          Результаты, полученные при проведении на стенде ОД-9 сравнительной оценки моющих и противоизносных свойств масел, показали, что применение смазочной композиции“моторное масло М-8-В + ТС НИОД” значительно (в 2,36 раза) уменьшает износ гильзы цилиндра и на 12 % - износ комплекта поршневых колец, повышая таким образом эффективность их эксплуатации.

          Для выдачи окончательного заключения следует рекомендовать данную смазочную композицию к испытаниям, предусмотренным на этапе 3 данной НИР.