ПРИЛОЖЕНИЕ
(обязательное)

ОАО ”Всероссийский научно-исследовательский институт
транспортного машиностроения”

 

А К Т        03.301.008

ПО  РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ
НА СТЕНДЕ  СИШ
СМАЗОЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ “МАСЛО ТСЗп-8 + ТС НИОД“.

СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НИР

“Исследования по разработке  и определению возможностей  применения триботехнических сотавов НИОД  для увеличения срока бессменной работы смазочных материалов при обеспечении повышенной надежности и ресурса ВТТ”

Шифр  “Вага-2001”

Контракт № 2806230 от 04.09.2002 г.

 

Санкт-Петербург  2003

 



        ВВЕДЕНИЕ:

          Настоящие квалификационные  испытания на стенде СИШ (стенд испытаний шестерен) смазочной композиции “штатное трансмиссионное масло  ТСЗп-8 + триботехнический состав НИОД (ТС НИОД)”,  являются составной частью НИР “Исследования по разработке и определению возможностей применения триботехнических составов НИОД для увеличения срока бессменной работы смазочных материалов при обеспечении повышенной надежности и ресурса ВТТ”.

          Лабораторно-стендовые  испытания смазочной композиции “ТСЗп-8 + ТС НИОД” проводятся в соответствии с п.2.2.3  ТЗ на СЧ НИР и п.3 календарного плана (подэтапы 3.1, 3.2 и 3.3) контракта от 04.09.02 № 2806230  между ОАО “ВНИИтрансмаш” (Исполнитель)  и  ОАО НПП “РАДИЙ” (Заказчик ).

 

 1ОБЪЕКТ  ИСПЫТАНИЙ.

          1.1  Эталон - штатное трансмиссионное масло ТСЗп-8, изготовленное Пермским заводом смазок и СОЖ  в ноябре 1993 г. в соответствии с требованиями ТУ 38.1011280-89 ; партия без номера, паспорт  № 88 от  08.01 г., выданный в.ч. № 44860.  Данные входного контроля подтверждают соответствие испытываемого масла ТСЗп-8 требованиям  ТУ 38.1011280-89 с изменениями 1-5 к нему.
          1.2  Опытный вариант  - смазочная композиция “масло ТСЗп-8+ТС НИОД”, представляющая собой трансмиссионное масло ТСЗп-8, залитое в смазочную систему стенда СИШ после обработки шестерен  составом НИОД-2 (изготовлен ООО НПИФ “Энион-Балтика” в соответствии с требованиями ТУ 0254-002-23124986-2001, партия № 74,  паспорт № 3 от 21.01.03). Обработка шестерен составом НИОД-2 произведена в соответствии с Дополнением к “Методу оценки противоизносных свойств масел в условиях зубчатого зацепления на моделирующем стенде испытаний шестерен (СИШ)”, приведенном в приложении А.

          Данные входного контроля подтвердили соответствие поставленного на испытания триботехнического состава НИОД (для трансмиссионных масел - ТС НИОД-2) требованиям ТУ 0254-002-23124986-2001.

        Примечание:     Результаты входного контроля масла ТСЗп-8 и ТС НИОД приведены в приложениях Б и В.

 

             2ЦЕЛЬ  ИСПЫТАНИЙ.

          Проверка возможности применения смазочной композиции “трансмиссионное масло ТСЗп-8 + ТС НИОД” в трансмиссиях ВГМ для повышения эффективности их эксплуатации, проведенная на основании сравнительной оценки противоизносных  свойств данной смазочной композиции  и  штатного  масла ТСЗп-8  в условиях зубчатого зацепления.

 

  3МЕТОДИКА И ОБЪЕМ ИСПЫТАНИЙ.
    

          Сравнительные испытания масел на стенде испытаний шестерен (СИШ) проводились по “Методу оценки противоизносных свойств масел в условиях зубчатого зацепления на моделирующем стенде испытания шестерен (СИШ)” № ПМ-88066103 и ОСТ В3-20.019-80  (утвержден Государственной межведомственной комиссией по испытанию топлив, масел, смазок  и специальных жидкостей, Решение № 23/1-85 от 06.05.85 г.).

          Стенд испытаний шестерен (СИШ) метрологически аттестован (аттестат № А-203-2000/174).

          Количество масла, заливаемого в каждую маслосистему (маслосистема № 1 - опытное; № 2 - эталон), одинаково и составляет  6 л. Температура нагрева масла соответствует температуре проведения квалификационных испытаний трансмиссионных масел и составляет 120 ОС.

          Испытания в режиме “сухого” трения проводились  на стенде СИШ по  методу № ПМ  88066103 с разработанным к нему Дополнением, приведенным в приложении Г. Основные параметры режима испытаний (контактное давление в полюсе зацепления шестерен и частота вращения  приводного  электродвигателя) соответствовали методу оценки противоизносных свойств масел в условиях зубчатого зацепления  на  моделирующем  стенде СИШ    ПМ-88066103 ( см. раздел 3.2 ). Перед началом испытаний шестерни, работавшие на  эталонном масле, были установлены неизношенными профилями друг к другу путем их поворота на 180 О, чтобы достигнуть максимальной идентичности испытаний (согласно п. 6.5. Методики № ПМ-88066103). После запуска редуктора со штатным маслом и подогрева масла до 50 0С  оно  было  полностью  слито.

          В процессе испытаний фиксировалась температура в редукторе. За 150 мин. испытаний температура поднялась до 200 ОС, и испытания  были прекращены во избежание выхода стенда из строя .

          В той же последовательности проводились испытания в режиме “сухого” трения  редуктора с опытной композицией (ТСЗп.-8 + ТС НИОД-2). В течение 150 мин. испытаний температура в редукторе не поднималась и находилась в диапазоне 40 - 60 ОС.


             4РЕЗУЛЬТАТЫ   ИСПЫТАНИЙ.

          1Результаты испытаний опытной смазочной композиции в сравнении с эталонным маслом  на СИШ в обычном режиме приведены в  таблице 1.

Таблица 1.   Результаты сравнительных испытаний на СИШ смазочной композиции “ ТСЗп-8 + ТС НИОД-2”.

 

Интегральный износ, мкм

Номера

шестерен

Опытный вариант

“ ТСЗп-8 + ТС НИОД-2”

Эталонное масло

ТСЗп-8

 

25 ч

100ч

25 ч

 100 ч

1

0

70

70

290

2

0

50

60

270

Средние величины

0

60

60

280

          Результаты физико-химического анализа опытного масла ТСЗп-8 в сравнении с эталонным в процессе испытаний на СИШ приведены в таблице 2.

Таблица 2.   Результаты физико-химического анализа опытного и эталонного масел в процессе испытаний на СИШ.

 

Продол-житель-ность испытаний, ч

Вязкость кинема-тическая при 100 ОС, мм2

Масс. доля механичес-ких приме-сей,  %

Кислотное число, мгКОН/г

Содержа-ние железа, % масс.

Зольность сульфат-ная,

 % масс.

Плот-

ность при

20 ОС, кг/м3

Опытный вариант “ТСЗп-8 + ТС НИОД-2”

10

7,80

0,04

1,91

0,0018

0,26

879,5

50

7,89

0,10

1.90

0,0020

0,27

881,5

100

7,92

0,11

1,85

0,0024

0,28

881,0

Масло ТСЗп-8 эталон

0

7,77

0,02

1,44

Следы

0,26

879,0

10

7,81

0.03

1,91

0,0020

0,29

878,0

50

7,92

0,07

1,83

0,0031

0,32

879,0

100

8,00

0,09

1,83

0,0054

0,33

880,0

 

          2При испытаниях в режиме “сухого” трения износ шестерен измерялся на трех маркированных зубьях в  восьми   точках по длине эвольвенты. При таком способе измерения  интегральный износ шестерен составил за 150 мин. испытаний  в режиме “сухого” трения  375  мкм у шестерни,   работавшей  ранее на эталонном масле ТСЗп-8, и 90 мкм - на опытном масле ТСЗп-8 с добавкой “ТС НИОД-2”. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3.   Результаты испытаний шестерен в режиме“сухого” трения.

 
 

Интегральный износ, мкм

 Номера шестерен

Опытный вариант “ТСЗп-8 +  ТС НИОД-2”

Эталонное масло
ТСЗп-8

 

150 мин.

150 мин.

1

60

400

2

120

350

Средние величины

90

375

 


              5.  ВЫВОДЫ.

          5.1  При испытаниях в обычном режиме установлено, что опытная смазочная композиция “ масло ТСЗп-8+ ТС НИОД-2”  по противоизносным свойствам значительно превосходит эталон (средний интегральный износ за 100 ч испытаний составил 60  мкм на опытном масле против  280 мкм на эталоне).
          5.2  При испытаниях в режиме “сухого” трения интегральный износ шестерен за 150 мин. испытаний составил 375 мкм у шестерни, работавшей ранее на эталонном масле ТСЗп-8, и 90 мкм - на опытном масле ТСЗп-8 (после обработки шестерен  добавкой “ТС НИОД-2”).
          5.3  Физико-химические показатели как опытного, так и эталонного масел в основном изменяются незначительно и находятся в обычных при испытании штатного масла ТСЗп-8 пределах. Массовая доля  железа после 100 ч испытаний в опытном масле в 2,25 раза ниже, чем в эталонном.

               ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

          Результаты, полученные при проведении на стенде СИШ сравнительной оценки противоизносных свойств масел, показали, что применение смазочной композиции“трансмиссионное масло ТСЗп-8+ ТС НИОД” увеличивает износостойкость шестерен, повышая таким образом эффективность их эксплуатации.

         Для выдачи окончательного заключения следует рекомендовать данную смазочную композицию к испытаниям, предусмотренным на этапе 3 данной НИР.