ПРИЛОЖЕНИЕ (обязательное)
ОАО ”Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения”
А К Т
№
03.301.008
ПО
РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ НА СТЕНДЕ
СИШ СМАЗОЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ “МАСЛО ТСЗп-8 + ТС НИОД“.
СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ
НИР
“Исследования
по разработке
и определению возможностей
применения триботехнических сотавов НИОД
для увеличения срока бессменной работы смазочных
материалов при обеспечении повышенной надежности и
ресурса ВТТ”
Шифр “Вага-2001”
Контракт № 2806230 от 04.09.2002 г.
Санкт-Петербург
2003
|
ВВЕДЕНИЕ:
Настоящие квалификационные
испытания на стенде СИШ (стенд испытаний шестерен)
смазочной композиции “штатное трансмиссионное масло
ТСЗп-8 + триботехнический состав НИОД (ТС НИОД)”,
являются составной частью НИР “Исследования по разработке
и определению возможностей применения триботехнических составов
НИОД для увеличения срока бессменной работы смазочных материалов
при обеспечении повышенной надежности и ресурса ВТТ”.
Лабораторно-стендовые
испытания смазочной композиции “ТСЗп-8 + ТС НИОД”
проводятся в соответствии с п.2.2.3
ТЗ на СЧ НИР и п.3 календарного плана (подэтапы 3.1, 3.2
и 3.3) контракта от 04.09.02 № 2806230
между ОАО “ВНИИтрансмаш” (Исполнитель)
и ОАО НПП
“РАДИЙ” (Заказчик ).
1.
ОБЪЕКТ
ИСПЫТАНИЙ.
1.1 Эталон - штатное трансмиссионное масло ТСЗп-8, изготовленное
Пермским заводом смазок и СОЖ
в ноябре 1993 г. в соответствии с требованиями ТУ
38.1011280-89 ; партия без номера, паспорт
№ 88 от 08.01
г., выданный в.ч. № 44860. Данные
входного контроля подтверждают соответствие испытываемого масла
ТСЗп-8 требованиям
ТУ 38.1011280-89 с изменениями 1-5 к нему.
1.2
Опытный вариант -
смазочная композиция “масло ТСЗп-8+ТС НИОД”, представляющая
собой трансмиссионное масло ТСЗп-8, залитое в смазочную систему
стенда СИШ после обработки шестерен
составом НИОД-2 (изготовлен ООО НПИФ “Энион-Балтика” в
соответствии с требованиями ТУ 0254-002-23124986-2001, партия №
74, паспорт № 3 от
21.01.03). Обработка шестерен составом НИОД-2 произведена в
соответствии с Дополнением к “Методу оценки противоизносных
свойств масел в условиях зубчатого зацепления на моделирующем
стенде испытаний шестерен (СИШ)”, приведенном в приложении А.
Данные входного контроля подтвердили
соответствие поставленного на испытания триботехнического
состава НИОД (для трансмиссионных масел - ТС НИОД-2) требованиям
ТУ 0254-002-23124986-2001.
Примечание:
Результаты входного контроля
масла ТСЗп-8 и ТС НИОД приведены в приложениях Б и В.
2. ЦЕЛЬ
ИСПЫТАНИЙ.
Проверка возможности применения смазочной композиции
“трансмиссионное масло ТСЗп-8 + ТС НИОД” в трансмиссиях ВГМ для
повышения эффективности их эксплуатации, проведенная на
основании сравнительной оценки противоизносных
свойств данной смазочной композиции
и штатного
масла ТСЗп-8
в условиях зубчатого зацепления.
3.
МЕТОДИКА И ОБЪЕМ ИСПЫТАНИЙ.
Сравнительные испытания масел на стенде испытаний шестерен (СИШ)
проводились по “Методу оценки противоизносных свойств масел в
условиях зубчатого зацепления на моделирующем стенде испытания
шестерен (СИШ)” № ПМ-88066103 и ОСТ В3-20.019-80
(утвержден Государственной межведомственной комиссией по
испытанию топлив, масел, смазок
и специальных жидкостей, Решение № 23/1-85 от 06.05.85
г.).
Стенд испытаний шестерен (СИШ) метрологически аттестован
(аттестат № А-203-2000/174).
Количество масла, заливаемого в каждую маслосистему
(маслосистема № 1 - опытное; № 2 - эталон), одинаково и
составляет 6 л.
Температура нагрева масла соответствует температуре проведения
квалификационных испытаний трансмиссионных масел и составляет
120 ОС.
Испытания в режиме “сухого”
трения проводились
на стенде СИШ по
методу № ПМ 88066103
с разработанным к нему Дополнением, приведенным в приложении Г.
Основные параметры режима испытаний (контактное давление в
полюсе зацепления шестерен и частота вращения
приводного
электродвигателя) соответствовали методу оценки противоизносных
свойств масел в условиях зубчатого зацепления
на
моделирующем стенде
СИШ №
ПМ-88066103 ( см. раздел 3.2 ). Перед началом испытаний
шестерни, работавшие на
эталонном масле, были установлены неизношенными профилями
друг к другу путем их поворота на 180 О,
чтобы
достигнуть максимальной идентичности испытаний (согласно п. 6.5.
Методики № ПМ-88066103). После запуска редуктора со штатным
маслом и подогрева масла до 50 0С
оно было
полностью
слито.
В процессе испытаний фиксировалась температура в редукторе. За
150 мин. испытаний температура поднялась до 200
ОС, и испытания
были прекращены во избежание выхода стенда из строя .
В той же
последовательности проводились испытания в режиме “сухого”
трения редуктора с
опытной композицией (ТСЗп.-8 + ТС НИОД-2). В течение 150 мин.
испытаний температура в редукторе не поднималась и находилась в
диапазоне 40 - 60
ОС.
4.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИСПЫТАНИЙ.
1. Результаты
испытаний опытной смазочной композиции в сравнении с эталонным
маслом на СИШ в
обычном режиме приведены в
таблице 1.
Таблица 1. Результаты сравнительных
испытаний на СИШ смазочной композиции “ ТСЗп-8 + ТС НИОД-2”.
|
|
Интегральный износ, мкм
|
Номера
шестерен
|
Опытный вариант
“ ТСЗп-8 + ТС НИОД-2”
|
Эталонное масло
ТСЗп-8
|
|
25 ч
|
100ч
|
25 ч
|
100 ч
|
1
|
0
|
70
|
70
|
290
|
2
|
0
|
50
|
60
|
270
|
Средние величины
|
0
|
60
|
60
|
280
|
|
|
Результаты физико-химического анализа
опытного масла ТСЗп-8 в сравнении с эталонным в процессе
испытаний на СИШ приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты физико-химического анализа опытного и эталонного
масел в процессе испытаний на СИШ.
|
Продол-житель-ность испытаний, ч
|
Вязкость кинема-тическая при 100
ОС,
мм2/с
|
Масс. доля механичес-ких приме-сей,
%
|
Кислотное число, мгКОН/г
|
Содержа-ние железа, % масс.
|
Зольность сульфат-ная,
% масс.
|
Плот-
ность при
20
ОС,
кг/м3
|
Опытный вариант “ТСЗп-8 + ТС НИОД-2”
|
10
|
7,80
|
0,04
|
1,91
|
0,0018
|
0,26
|
879,5
|
50
|
7,89
|
0,10
|
1.90
|
0,0020
|
0,27
|
881,5
|
100
|
7,92
|
0,11
|
1,85
|
0,0024
|
0,28
|
881,0
|
Масло ТСЗп-8 эталон
|
0
|
7,77
|
0,02
|
1,44
|
Следы
|
0,26
|
879,0
|
10
|
7,81
|
0.03
|
1,91
|
0,0020
|
0,29
|
878,0
|
50
|
7,92
|
0,07
|
1,83
|
0,0031
|
0,32
|
879,0
|
100
|
8,00
|
0,09
|
1,83
|
0,0054
|
0,33
|
880,0
|
|
|
2.
При испытаниях в режиме “сухого” трения износ шестерен
измерялся на трех маркированных зубьях в
восьми
точках по длине эвольвенты. При таком способе измерения
интегральный износ шестерен составил за 150 мин.
испытаний в режиме
“сухого” трения 375
мкм у шестерни,
работавшей
ранее на эталонном масле ТСЗп-8, и 90 мкм - на опытном масле
ТСЗп-8 с добавкой “ТС НИОД-2”. Результаты представлены в таблице
3.
Таблица
3. Результаты испытаний шестерен в режиме“сухого” трения.
|
|
Интегральный износ, мкм
|
Номера шестерен
|
Опытный вариант “ТСЗп-8 +
ТС НИОД-2”
|
Эталонное масло ТСЗп-8
|
|
150 мин.
|
150 мин.
|
1
|
60
|
400
|
2
|
120
|
350
|
Средние величины
|
90 |
375
|
|
|
5. ВЫВОДЫ.
5.1 При
испытаниях в обычном режиме установлено, что опытная смазочная
композиция “ масло ТСЗп-8+ ТС НИОД-2”
по противоизносным свойствам значительно превосходит
эталон (средний интегральный износ за 100 ч испытаний составил
60 мкм на опытном
масле против 280 мкм
на эталоне).
5.2 При
испытаниях в режиме “сухого” трения интегральный износ шестерен
за 150 мин. испытаний составил 375 мкм у шестерни, работавшей
ранее на эталонном масле ТСЗп-8, и 90 мкм - на опытном масле
ТСЗп-8 (после обработки шестерен
добавкой “ТС НИОД-2”).
5.3 Физико-химические показатели как опытного, так и эталонного
масел в основном изменяются незначительно и находятся в обычных
при испытании штатного масла ТСЗп-8 пределах. Массовая доля
железа после 100 ч испытаний в опытном масле в 2,25 раза
ниже, чем в эталонном.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Результаты, полученные при проведении на стенде СИШ
сравнительной оценки противоизносных свойств масел, показали,
что применение смазочной композиции“трансмиссионное масло
ТСЗп-8+ ТС НИОД” увеличивает износостойкость шестерен, повышая
таким образом эффективность их эксплуатации.
Для
выдачи окончательного заключения следует рекомендовать данную
смазочную композицию к испытаниям, предусмотренным на этапе 3
данной НИР.