
Исследования
ТС "НИОД" для нужд оборонной промышленности.
Работа выполнена в соответствии с Государственным оборонным
заказом.
(постановление правительства РФ №75-4 от 01.02.2001г).
Аналитический отчет по результатам НИР
ВАГА-2001(этапы 1-2).
Работа
выполнена в соответствии с Государственным оборонным заказом
(постановление правительства РФ №75-4 от 01.02.2001г.
Цель работы: определение возможности применения
триботехнических составов для увеличения срока бессменной работы
смазочных материалов при обеспечении повышенной надежности ВВТ.
Этап 1:
1.
Проведен
анализ и систематизация основных веществ и химических соединений,
применяемых в качестве антифрикционных и противоизносных присадок
(добавок).
2.
Обоснована
приоритетность ТС НИОД по отношению к другим составам аналогичного
назначения.
3.
Проверена
патентная чистота ТС НИОД.
4.
Проанализированы
предоставленные разработчиками результаты лабораторных исследований и
практического применения ТС НИОД.
Принято решение о проведении
лабораторных испытаний.
Лабораторные испытания:
Лабораторные испытания проведены на машине трения ВТИ (пара трения –
неподвижный шарик по вращающейся плоскости шайбы). Исследованы
трибологические свойства ТС НИОД при различных нагрузках, с
использованием в качестве носителя масла ТП-22С, ТАД-17, смазок
Литол-24, ЦИАТИМ-201, ВНИИ НП-501. Определены оптимальные концентрации
ТС НИОД для различных смазок.
По результатам испытаний на
машине трения ВТИ сделаны следующие выводы (стр.47 отчета):
«…
добавление ТС НИОД в смазки в количествах 1% для пластических смазок и
3% для жидких смазок благоприятно влияет на их трибологические свойства.
Тепловыделение снижается как на стадии приработки, так и в целом за
время проведения испытаний в 1.5 раза в пластических смазках, в жидких
смазках в 3-10 раз, уменьшается весовой износ элементов пары трения в
1.5-2 раза при резком повышении несущей способности применяемых смазок в
2-3 раза»
Исследована теплостойкость ТС НИОД.
Общие
выводы по результатам первого этапа (стр.57):
«Исходя из полученных в рамках проведения НИР результатов
лабораторных и натурных испытаний ТС НИОД в различных смазочных
материалах можно сделать вывод о значительном положительном эффекте от
его применения в узлах трения, работающих при различных термомеханических нагрузках. Обработка ТС НИОД способствует уменьшению
периода приработки трущихся деталей в среднем в 1.5-2 раза, уменьшению
температуры образцов на 5-25оС и момента трения на 5-15%. Практически у
всех испытанных материалов пары трения снижается скорость изнашивания (в
1.7-3.4 раза). При применении ТС НИОД в ДВС наблюдается значительное
повышение компрессии и ее выравнивание по цилиндрам двигателя, снижение дымности, расхода масла на угар и топлива, увеличение мощности и ресурса
двигателей.
Исходя из
этого ТС НИОД могут быть рекомендованы для применения в узлах трения
различного оборудования, в том числе для улучшения качества приработки и
сокращения периода обкатки ДВС, коробок передач, раздаточных коробок и
мостов военной техники после ремонта, восстановления мощности и ресурса
изношенных двигателей с целью повышения боеготовности ВВТ, связанного с
сокращением времени до принятия нагрузки и повышения ее живучести,
обеспечиваемого возможностью эксплуатации техники в экстремальных
условиях без смазочного материала («на сухую»).
Заключение по
этапу 1:
«…
Полученные положительные результаты испытаний смазочных композиций,
содержащих ТС НИОД, позволяют рекомендовать его к дальнейшим углубленным
лабораторно-стендовым испытаниям…»
Этап 2:
На этапе 2 проведены углубленные лабораторно-стендовые и натурные
испытания ТС НИОД в:
 |
♦
♦
♦
♦
|
ВНИИ транспортного машиностроения (стенды
ОД-9, СИШ, МКД).
НИИ 21МО РФ - трансмиссии (2 шт.), двигатели (4 шт.)
автомобилей.
25 Гос НИИ МО РФ - машины трения ЧШМ и SRV,
стендовый дизель Д-245.
ООО "ХИММОТОЛОГИЯ" - машина трения МИ, атомно-эмиссионный
спектрометр "Спектройл М", феррографическая система "ПРЕДИКТ".
|
По результатам испытаний сделаны следующие
выводы:
1. ВНИИ транспортного
машиностроения:
§ Стенд ОД-9:
-
Снизилась интенсивность
изнашивания гильзы цилиндра на 33% на масле М-14-Г2(к) и на 58% на масле
М-8-В.
-
Снизилась интенсивность
изнашивания поршневых колец на 12%в обоих случаях.
-
Снизилась интенсивность
накопления продуктов износа в масле в 2.4раза на масле М-14-Г2(к) и в
1.6раза на масле М-8-В.
§ Стенд СИШ:
-
Снизилась интенсивность износа шестерен в 4.7 раза.
- При
испытаниях «насухую» базовая пара была остановлена через 150мин из-за
перегрева (200оС), температура опытной пары за то же время составила
40-60 С°, интенсивность износа снизилась в 4.2 раза.
§ Стенд МКД:
-
Установлено снижение изнашивания дисков на 31.6% при неизменном
коэффициенте трения.
2. НИИ 21 МО РФ:
Испытания ТС НИОД-5 в двигателях показало изменение компрессии в
цилиндрах (увеличение на 5-8%).
Испытания
ТС НИОД-2 в агрегатах трансмиссии показали некоторое снижение потерь
энергии в трансмиссии (до 3%), что обеспечило экономию топлива не более
2%»
Относительно невысокая эффективность ТС в данных случаях объясняется
изначально высокими характеристиками узлов (пробег автомобилей составлял
от 5 до 38 тыс. км) и недостаточным пробегом автомобилей (350 км) перед
повторными замерами.
3. 25 ГосНИИ МО РФ:
§ Испытания на ЧШМ
-
Установлено повышение на 12-13% критической нагрузки, на 5.5-6% нагрузки
сваривания и от 12.5% до 21% (на масле М-8Г2к) индекса задира
§ Испытания на SRV
Выводы:
«Результаты испытаний
показали, что при добавлении в масла ТС НИОД их антифрикционные свойства
улучшаются» (стр12.), «…предполагаемая экономия топлива … может
составить величину до 2.3%» (стр.15)
§ Испытания на Д-245:
- Установлено
снижение интенсивности износа цилиндро-поршневой группы на 8% и расхода
топлива на 2.2%.
Заключение:
«Испытания показали, что добавление ТС НИОД в моторные и трансмиссионные
масла и обработка узлов трения полученными композициями приводит к
снижению трения и интенсивности износа в них, что способствует
уменьшению потерь энергии на трение и увеличению ресурса работы узлов
трения.
Применение ТС НИОД в моторных и трансмиссионных маслах может быть
рекомендовано для повышения надежности техники, увеличения ее ресурса и
повышения экономии топлива при применении.»
Примечание:
Относительно невысокая
эффективность ТС в данных случаях объясняется тем, что методики
испытаний на машинах трения ориентированы на оценку свойств смазок и не
позволяют достичь максимального проявления свойств ТС. При испытаниях
Д-245 двигатель находится изначально в идеальном состоянии и эффект от
применения ТС НИОД может заключаться в увеличении в 2-3 раза ресурса,
что можно выявить только в процессе продолжительных ресурсных испытаний.
4. ООО «ХИММОТОЛОГИЯ»:
В
процессе испытаний на машине трения МИ (пар трения ролик-колодка) (стенд
ИМаш РАН) установлено снижение интенсивности износа от 2 раз
непосредственно после начала испытаний до 37 раз в конце испытания.
Момент сил трения снизился в 3раза, процесс тепловыделения в паре трения
снизился в 4 раза.
|